online.tengri.ru

8 800 550-03-02 бесплатная линия  8 927 0889976

Впечатления Алены
лето, 2003 г.

Эта увлекательная (я надеюсь) сага в сущности о том, до чего доводит любовь.

Прожив с вместе любимым некоторе время, позволяющее считать, что мы узнали друг друга достаточно, мы решили, что пора наконец честным пирком да за свадебку. И тут же встал непростой вопрос о свадебном путешествии. Свадьба по нынешним временам штука не дешевая, а если еще и на путешествие замахиваться, то уже вообще ни в какие ворота не лезет.

Однако, семейный совет в составе: я, он и его мама, постановил, что свадебное путешествие необходимо. Седующим вопросом, требовавшим решения, был вопрос: КУДА? Ну не в Турцию же, в самом деле? Значит, в поход.

У меня ни на секунду не возникало сомнения, что в поход конный. Для меня с детства нет лучшего подарка, чем возможность потусоваться там, где лошади. Любая форма общения с этими тварюшками, от манежной езды до убирания навоза из денника, для меня в радость. Но не тут-то было.

Муж мой (потому, что теперь уже действительно, законный муж) вырос на речке Мсте и для него соль жизни заключается в том, чтобы шататься по воле волн и течений по водным артериям, венам и капиллярам Ленинградской области, в вечно мокрых штанах тягать с берега на лодку, а потом обратно с лодки на берег снаряжение под постояной угрозой начерпать воды или вовсе кильнуться вместе со шмотками.

Но я его такого люблю, и поэтому предложила коомпромисс - конно-водный поход. А он, видимо, меня тоже любит, потому что согласился ехать на "этих ужасных крокодилах, у которых усы и копыта, и которые годяться только на то, чтобы их тягать за храп или на тушенку".

Всемирная паутина сказала мне, что походы "комби" проводятся в славной республике Башкортостан. Мне понравилось. Муж прифигел "Двое суток пути от Питера, а там неизвестно что среди неизвестно где!". Его мама забеспокоилась "Там же все дикие, башкиры-то!". А моя мама держала свое мнение при себе, потому что не первый год меня знает.

Я пообщалась с двумя башкирскими турфирмами: "Роза ветров Башкортостана" и "Тенгри". Маршруты у них примерно одинаковые, но очень разные цены. Уровень обслуживания тоже очень разный, но мы не гордые. За две путевки "Тенгри" мы заплатили столько же, сколько стоила одна в "Розе". (Уже на маршруте мы увидели, почему - у них стационарные стоянки по всей Белой реке и во всех прочих местах, где водятся туристы, с поварами, шезлонгами, пивом и баскетбольными кольцами). Спонсором выступила моя мама, за что ей большое человеческое спасибо. Деньги на покупку билетов выдала его мама, за что ей тоже алаверды. И через три дня после свадьбы мы поехали.

Наш поезд "Петербург-Уфа-через-Самару" опоздал почти на час, вследствие чего мы не встретились на вокзале с менеджером "Тенгри", которая должна была передать нам билеты на поезд до Белорецка. Более того, на сам поезд до Белорецка мы и наша будущая соратница Марина из Подмосковья попали только чудом - его задержали на промежуточной пригородной станции до прибытия нашего поезда Бог его знает почему. Но мы успели, мы прорвались в поезд без билетов, уговорили начальника поезда за сходную цену разместить нас в общем вагоне и приехали в город Белорецк.

На вокзале мы немедленно узнали прочих своих соратников. Еще бы мы их не узнали: только такие маньяки и тусуются на вокзале в три часа ночи, все увешанные рюкзаками. Появился инструктор, осмотрел нас и сказал утешительно: "Ну, что ж, машина сломалась. Ехать не на чем." Это при том, что до базы, вожделенной после двух с половиной суток в поезде, пути примерно 80 км. Правда, он сжалился и, помолчав, добавил: "Подождем, может удастся нанять маршрутку".

Слава водителям маршруток, которые даже в таких отдаленных уголках мира остаются такими сговорчивыми ребятами, за деньги готовыми ехать и в огонь, и в воду, и даже в село Кага, куда нам, собственно и было надо!

Башкирский экстрим настиг нас уже по дороге. Ее попросту не было видно в тумане. Кому как, а мне было не по себе - машина ехеле на приличной скорости, ориентируясь на поворотах по черно-белым столбикам, обозначавшим, что за ними нехилый обрыв. Вдруг туман впереди прорезали странные сполохи и прямо перед нами выросла баррикада, тщательно возведенная дорожными рабочими, дабы обезопасить свое, так сказать, рабочее место. Знака "объезд" я так и не увидела, но наш водитель ничуть на расстроился. Он съехад с дороги, развернулся на 1800 и полез вверх по склону крутизной в 600, а затем, не обращая внимания на то, что места для маневра наверху не было, беззаботно развернулся прямо на месте еще на 1800 и лихо сполз по круче на проселок. Уфф, даже вспомнить страшно!

Село Кага, как нам поведали инструктора, в начале ХХ века было крупным населенным пунктом, с реальными амбициями стать городом. В нем было несколько заводов, каменная церковь и школа. Но произошедший пожар уничтожил все (что немудрено при башкирском способе строиться), нетронутыми остались только церковь и школа, которые располагались высоко на холме. Былого своего благосостояния Кага так никогда и вернула, зато в здании уцелевшей школы расположился туристический приют "Тенгри" и наводнил местность туристами.

Подробности для тех, кто почитав это, захочет повторить наш подвиг: комнаты для туристов расположены, как я поняла, в бывших классах, очень уютные, хоть и вмещают посредством высокотехнологичной установки полатей немеряное количество народу (в нашей комнате, при желании можно было бы разместить человек так 10). Удобства деревенские, тщательно беленые, регулярно выгребаемые. Присутствует очень аккуратная банька, в которой всегда есть горячая вода. Попариться в ней можно после предварительного протапливания, а просто помыться почти всегда. Кормят в бывшем спортзале, просто, сытно и вкусно. Добровольная помощь туристов в приготовлении еды и помывке посуды приветствуется. Палатки выдают трехместные на двоих (в основном), вполне приличные. Пенковые коврики у нас, например, были даже в избытке. Спальники тоже выдают, вполне теплые, но я пожалела, что не взяла свой, потому что к казенным положено, оказывается, пришивать изнутри постынь в гигиенических целях. То еще удовольствие ее пришивать, а спать в нем после этого еще круче!

Водную часть похода я, с вашего позволения, пропущу. Чего о ней писать! Ну разве только, что места офигенные, речка чистая (правдя, в августе уже мелкая), лес сосновый, башкиры прикольные и горы туманные по утрам. Катамараны так себе, но в общем, для тех кого интересует водный туризм, могу ответственно заявить, что все было неплохо. Но нас-то интересует конный! Даже моему мужу коннная часть маршрута понравилась больше, чем водная, хотя она, к сожалению, была на целый один день короче. В группе было девять человек туристов плюс два инструктора: мальчик для решения всех конных вопросов и девочка по хозяйству. Из нас девятерых четыре человека состояли в разной степени знакомства с лошадьми, прочим же пяти видеть сей фрукт вблизи было вновинку.

В первый же день нам продемонстрировали упряжь и как с ней управляться. Это было весьма полезно, так как даже люди имеющие дело с лошадьми в городах чаще всего не знакомы непосредственно с кавалерийской строевой упряжью. Упряжь была страшненькая, но прочная. Седло глубокое, стремена удобные. А подпруги чудовищные - узкие, жесткие ремни, которые чуть неправильно затянешь, и лошадь уже заподпружена. Они там, бедолаги, все заподпруженые, в разной степени зажившие. Приходилось их беречь. Уздечка меня приятно порадовала - у нее с одной стороны отстегивается грызло. Такую уздечку может надеть на лошадь даже ребенок - сначала напялить саму уздечку, а потом уже сунуть в рот грызло и пристегнуть. Очень удобно!

Башкирские лошади - это нечто! Они небольшие, очень смирные и выносливые. Все авторы мудрых книжек о содержании лошадей попадали бы в обморок, увидев как их содержат, а им хоть бы что! Лошадей мы выбирали на пастбище. Наш лошадиный инструктор Альберт (надо отдать ему должное) проявил о лошадках заботу и подобрал каждому зверя по размеру и по характеру. Моему мужу (без малого 2 метра и 100 килограммов) достался конь, здоровый не только по сравнению с башкирскими собратьями, но и обычными манежными лошадьми. А немолодой и полненькой Марине, сидевшей на лошади впервые дали умудренного опытом 20-летнего коня, который, как известно, борозды не испортит (зато сильно портит воздух, над каковой его особенностью мы немало потешались). Между прочим, всем достались именно кони - на кобылах башкиры не ездят, кобылы пасутся косяками по окрестным горам. Мне достался очень симпатичный конь с трогательным именем Мальчик, который, как вскоре выяснилось, категорически не умел ходить ни прибавленным шагом, ни прибавленной рысью, и все время отставал. На шагу он догонял рысью, на рыси галопом, а когда отставал на галопе приходил в полное отчаяние.

В тот же день на радиалке мы поняли, что нас ждет. Мы лазили вверх-вниз по таким горкам, что, казалось, туда безопаснее заползти на пузе, а спуститься на пятой точке. Но некованые кони, осторожничая на битых камнях и спотыкаясь на неровностях почвы, тем не менее, уверенно шли вперед.

На второй день мы отправились на гору Шатак и после 4 часов пути по весьма пересеченной местности (то поле, то горки, то брод, то грязь по конское колено) добрались до охотничьей стоянки у Козлового ключа. Вы спросите, где все это время были наши шмотки? Я вам отвечу: ехали отдельно от нас на машине. Великая вещь - автоподдержка, особенно когда она не опаздывает. Но в этот день она опоздала. И мы все: и кони, и люди, - усталые и голодные ее дожидались. Люди потому, что все костровое снаряжение и вся еда были в машине, а кони потому, что в машине же были их кутазы (колокольчики), без которых мы не могли отпустить их пастись. Но машина все же приехала. Расседланных, остывших уже коней отвязали от коновязи, спутали под недреманым оком Альберта, и пустили куда глядели их глаза.

А глаза глядели далеко, и когда вечером пришло время раздачи комбикорма, мы в полной мере прочувствовали, что нам светит. В полном мраке найти коней, которые даже спутанные чешут ой как ловко, это была бы задача для Шерлока Холмса … была бы, если бы не кутазы. Ориентируясь по звуку, мы искали коней, выгоняли их из зарослей по двое, по трое зараз, гнали к лагерю, считали по головам и пытались определить, кого не хватает. За этим делом я научилась издали различать коней - трое каурых: Альбертов Табор, Семеныч почти белый от старости, и мужнин Курьер размером с динозавра, гнедой дурик Тайфун все время чем-нибудь мотает, темно-гнедой Миллионер всегда тусуется рядом, и шесть рыжиков: куцехвостый Ураган, Буян со стриженой челкой, Игрок со звездой во лбу, Орлик-грива-до-полу, мой Мальчик в белых носочках, и шерсть на левом плече растет завитками. А последний вообще без примет - Васька-всех-задом-бей.

Кормежка коней - это зрелище! Мы наблюдали это зрелище каждый день с неугасающим интересом. Тихие, смирные на маршруте зверики резко превращаются в ЗВЕРЕЙ, дерутся и бьют друг друга копытами. Впрочем, без травм и так, больше для порядку. Все равно львиная доля комбикорма достанется каурой троице. У них синдикат. Кто посмелее тоже себе урвет. Вы спросите, а робкие что же, голодными останутся? Нет, для робких (Орлика и Игрока) мы специально откладывали жратвы в тазик и кормили индивидуально, можно сказать из рук.

А потом кони бродили по лагерю, тихо дремали над палатками, пока мы не ложились спать, а потом уходили пастись. До утра. А утром все с начала - искать коней по звуку, гонять, считать...

На следующий день мы отправились покорять горную вершину. Ехали-скакали, пока можно было, потом спешились, привязали коней и полезли … все, кроме меня. Мне к тому времени эти горки уже осточертели, и я отмазалась, что за конями пригляжу. И правильно сделала. Там под горой малины росло видимо-невидимо, и такая сладкая! Пока они там лазили, я ее столько съела, что чуть из ушей не полезло. А когда, наевшись витаминов на весь год вперед, я вернулась к коням, то как раз вовремя, чтобы поймать отвязавшегося Буяна, который успел уже изваляться вместе с седлом, но не успел сбежать восвояси.

Дальше наш путь лежал обратно к речке Белой. Дорога была далека и опасна. В прямом смысле слова. Я молчу про диких зверей, которые подстерегали нас на каждом шагу: волков, медведей, маралов, бурундуков и ёжиков. В тот день нам угрожал зверь пострашнее - мы ехали по территории, где пасся косяк кобыл под охраной Графа. До того местные пастухи показали нам Графа издали - хорош, ничего не скажешь! Крупный, откормленный дончак на фоне своих подопечных смотрелся просто огромным. Но рассказ о его милых методах охраны косяка от чужеродного вторжения заставил утихнуть все восторги, и на переходе испуганные туристы как шелковые слушались указаний инструктора, старались держаться поближе к своим и тревожно высматривали вокруг блеск лошадиных спин.

День на реке выдался ужасно жарким, место, где мы встали, было глубокое, и настал момент основного атракциона - купания коней. Это было нечто! Кто так купался, тот знает. Это не описать, это надо попробовать! Мальчик не особенно рвался в воду, но терпение и труд, как говорится, все на фиг сотрут, и мы все-таки несколько раз окунулись. Раз меня с конской спины смыло, и я чудом не попала под загребающие задние ноги. А мужнин конь просек, что у него задние ноги до дна достают, и вместо того, чтобы плавать, он скакал по дну. Буян, вылезши на берег, решил, что ему мокро, и повалился на траву вытираться, невзирая на всадника. Всадник, однако успел соскочить. А "всадница" Игрока побоялась ехать без седла и повела коня купаться в поводу, за что и поплатилась: он наступил ей на босую ногу. Но тоже все обошлось.

Вы спросите, что мы делали на стоянках, когда не гоняли коней туда-сюда? То же, что и все туристы: пели песни (правда, менестрели у нас были те еще: девушка из Ё-бурга с блатным репертуарчиком и панк из Москвы, который так и не спел ни одной своей собственной песни), играли в карты, готовили еду, собирали ягоды.

Но в отличие от прочих туристов, наше поле деятельности разнообразил наш, так сказать, транспорт. Мы наших лапушек растирали жгутами из травы, за неимением скребниц, расчесывали гривы моим деревянным гребнем, за неимением щеток, лечили их ранки и потертости средствами из моей аптечки, за неимением ветеринарной. Особенно было забавно привлекать к этому делу новичков, которые раньше вообще не знали, с какой стороны к этому зверю подходить, а тут покажешь как делать то, как это - и они делают, неумело, но старательно. С любовью.

А под конец я чуть не умерла от умиления, увидев, как самые суровые участники нашей экспедиции - водоплавающий Славка и московский панк Паша - нежно целуют своих звериков в бархатные носики, ничуть не в обиде за то, что оба на маршруте с коней летали, а Славка ухитрился еще и коленом в лоб заработать.

Не буду писать, как грустно было прощаться с лошадками, к которым все успели за эти дни привязаться, потому что никакой грусти не было. Очень жрать хотелось. Все обнялись со своими боевыми друзьями и отправили их на пастбище отдыхать, а сами пошли ужинать. Не дети же в самом деле, чтобы плакать. Так что никаких соплей не было, было только здоровое желание срочно завести лошадь. Свою. Собственную. Причем башкирскую. И не менее здоровое сознание, что больно дорого ее везти оттуда до Питера. Правда, наши доблестные инструктора-коневоды обещали пособить, если что :)

В "Тенгри" нам рассказали, что мы не первая пара, выбравшая такое свадебное путешествие. И лично я считаю, что это хорошая тенденция. Такое светлое, веселое путешествие просто обязано стать залогом счастливой семейной жизни.

Тьфу, тьфу, тьфу - чтоб не сглазить!

Путёвок: 0 шт. Корзина

Ближайшие заезды

28 апреля 2017
Уральский - МИКС (Майские праздники)
Конно-водный 4 дн. 16+ от 13200 ք

Тур на майские праздники
Конно-водный 4 дн. 16+ от 9 800 ք

Урал: По Белой реке (Майские праздники)
верхом на лошади и сплав на катамаранах с моторами 5 дн. 14+ от 14800 ք

29 апреля 2017
Сплав на катамаранах с водными моторами 4 дн. 135 км 14+ от 10 800 ք

Урал: По Белой реке (Майские праздники) 5 дней
сплав на катамаранах с водными моторами 5 дн. 13+ от 11 400 ք

Выходные на Зилиме (Майские праздники)
Конно-водный 3 дн. 14+ от 8400 ք

Через три заповедника Урала (Майские праздники)
Автобусный тур 3 дн. 800 км 13+ от 9400 ք

Шагом, рысцой, галопом (Майские праздники)
Конный тур 3 дн. 50 км 18+ от 7700 ք

Зилимский конный (Майские праздники)
Конный тур 3 дн. 50 км 16+ от 8 400 ք

01 мая 2017
По Уральским хребтам (Майские праздники)
Конный тур 7 дн. 85 км 16+ от 17900 ք

05 мая 2017
Урал: По Белой реке (Майские праздники)